Судан, итальянцы, акулы-молоты…

Судан… Попала впервые в 2008 году и любовь с первого взгляда случилась!
Нетронутый подводный мир, дикая страна, полное отсутствие какой-либо инфраструктуры. Уже оказавшись в аэропорту, чувствуешь себя пассажиром машины времени: ангар, никаких автобусов, единственный самолёт — тот, на котором мы прилетели, наполовину заполненный дайверами, в основном, итальянцами, а на половину — африканцами. Разгрузка багажа — полностью вручную… Таможенный контроль колоритный — здоровенные суданцы с автоматами на перевес! Проверка багажа крайне тщательная — в страну категорически запрещён ввоз спиртного и порнографии. Прилёт в нетрезвом состоянии может быть причиной помещения в «калабуш».
Трансфер в порт занимает около получаса, обычная погрузка на судно, знакомство с экипажем.
Командует парадом легендарная личность суданского Красного моря — Лоренцо — капитан, дайвгид и хозяин Don Questo, в прошлом — повар. Жизнерадостный, гостеприимный, компанейский человечище! Есть помошник дайвгид — Маурицио (Maurizio Chiarenza), тоже очень и очень весёлый юноша.
Что из себя представляет Don Questo… Это железная посудина антикварной постройки, бывший минный тральщик, по некоторым легендам участвовавший в экспедициях Жака-Ива Кусто. С прекрасными мореходными качествами, удобной аппарелью, но к этому я ещё вернусь. Там же, на Don Questo, расположена единственная в Судане барокамера.
О жизни на самом судне. Конечно, это не пятизвёздная египетская яхта — в каютах двухярусные кровати, вентилятор и маленький умывальник, удобства — на палубе. Но в душах всегда исправная сантехника, горячая вода. Особых неудобств мы не испытывали. А вот на питании стоит остановиться подробнее… После первого ужина многие из нас почувствовали последствия пищевого беспредела. Во всяком случае я настолько не рассчитала своих сил, что салат из морепродуктов стал практически последним блюдом, которое я смогла попробовать в тот вечер. А блюд ещё было много! На следующий ужин капитан учёл наши жалобы: прочитал фуд-брифинг!
Теперь мы знали, что нас ожидает, и могли уже распределить свои силы. По итальянским традициям ужин — самый продолжительный и обильный приём пищи, и мы с него долго не расходились, а некоторые просто не могли…
Утро… Несколько неожиданной побудкой оказался оглушительный звук поднимаемой якорной цепи — Don Questo не яхта, это — судно!
На следующий день на него уже не обращали внимания. Первый сбор снаряжения вызвал неожиданную реакцию Маурицио: он бегал между скубами и ящиком с грузами, крича «Биг катастроф!» и показывая руками, как мы все пойдём ко дну. Баллоны-то стальные. Ладно, потихоньку вернули ему часть свинца, но выводы сделали — темпераментный юноша.
Чек-дайв прошёл успешно, плавно превратившись в полноценное погружение, и пошло-поехало! А теперь про аппарель. Какая замечательная это штуковина! (Don Questo одно время был научным судном, тогда она и появилась.) На дайвдэке одели скубы и прошли несколько шагов до зодиака, стоящего прямо на уровне палубы, уселись, и нас как на лифте опустили на воду. Тут же на место первого встаёт второй зодиак, пара минут, и уже весь коллектив на воде. Выходим на наружную часть рифа и идём под воду. Все наши погружения были с зодиаков, корабль же стоял в укрытии рифа.
На суданской территории Красного моря рифы представляют собой гораздо более грандиозные сооружения, и на одном рифе мы совершали по три, а то и четыре погружения.
Что же представляет из себя непосредственно дайвинг. Во-первых, это достаточно глубокие погружения, так как акулы-молоты — основной наш интерес, обычно ходят по глубинам более 30-ти метров. (Правда, на первом погружении мы их увидели прямо над нами.) Для встречи с ними группа по сигналу гида отрывается от рифа и отходит в сторону моря. Вокруг синева. И, если повезёт, мы видим их! Огромные стаи, грациознейшие из акул, со странной формой головы. Обходя дайверов, молот делает крен «на крыло», видимо, «чтоб лучше видеть тебя, дружочек!»
Были и рифовые акулы, достаточно крупные. Коралловая живность во всём разнообразии. Иногда поверхность плато была похожа на китайские коврики в душевых кабинках. Знаете, есть такие дурацкие, когда на коралльчиках одновременно нарисованы черепаха, мурена, крылатка, попугай, наполеон, «Немо» и морская звезда? Так вот реальная картина иногда была крайне похожа, разве что без наполеона — он пасся в сторонке.
Затопленные объекты. На нашем маршруте были Блю Белт (Blu Belt) и знаменитая Умбрия (Umbria). Первый — затонувший с грузом автомобилей, лежащий вверх килем на рифе, корма уходит вниз под углом в 45 градусов. По разным версиям он то ли случайно, то ли специально вылетел на этот риф. Есть мнение, что на борту была контрабанда Тойот. Одна из машин до сих пор лежит на поверхности рифа, остальные стали объектом подводной съёмки: ну как не порулить под водой? Умбрия более красива. Многие считают её одним из лучших красноморских рэков. Она лежит с креном на левый борт на 18-20 метрах, кран-балки торчат над поверхностью воды. Укрытая рифом, она практически не страдает от штормов. В трюмах сохранилась большая часть груза: патроны, снаряды, бутыли с вином…
Ещё одно примечательное место — «Дом Кусто» или останки проекта Кроншельф-2. На плато (10 м) расположены ангар «Ныряющего Блюдца», то, что осталось от сарая для инструментов, части конструкций аквариума. Саму «Морскую Звезду», конечно, демонтировали, но тем не менее некоторый трепет от прикосновения к истокам дайвинга присутствует.
Ночные погружения тоже были. Ну, о них можно говорить бесконечно — это отдельный жанр.
Недели для Судана катастрофически мало!

Share